Назначение бюджетной классификации
Следует отметить, что по налогу на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и по платежам за пользование природными ресурсами доля их в общем объеме налоговых доходов фактически превысила предусмотренную законом о федеральном бюджете, по остальным налогам фактическая доля их в общем объеме налоговых доходов по сравнению с запланированным снижена.
Одним из факторов, способствовавших увеличению объемов поступления налога на прибыль предприятий и организаций стали более высокие, чем предполагалось, мировые цены на энергоносители, что обеспечило большие объемы прибыли экспортноориентированных предприятий. Повысилась монетизация расчетов в экономике, что повлекло за собой увеличение «денежной составляющей» доходов предприятий, и создало в свою очередь возможность погашения кредиторской задолженности, в том числе, налоговой, перед федеральным бюджетом.
Неналоговые доходы
Неналоговые доходы в 2001 году поступили в федеральный бюджет в объеме 116,3
млрд. рублей (180,2% к годовым бюджетным назначениям и 152,4% - к уточненному заданию).
Бюджетное задание по поступлению неналоговых доходов федерального бюджета перевыполнено на 51,6 млрд. рублей. При этом более половины сверхплановых неналоговых доходов (30,2 млрд. рублей) получены от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности с имуществом.
В общем объеме доходов от внешнеэкономической деятельности основную долю составляют таможенные сборы – 33,35 млрд. рублей (65,5%) и проценты по государственным кредитам - 12,17 млрд. рублей (23,9%), а также прочие поступления от внешнеэкономической деятельности, которые не предусматривались, но фактически составили 5,47 млрд. рублей (поступления от продажи на аукционе квот на сахар-сырец).
Доходы целевых бюджетных фондов
Доходы целевых бюджетных фондов сложились из поступлений в Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии и составили 14,5
млрд. рублей, или 104,5% к годовым бюджетным назначениям и 100% к уточненному заданию.
Расходы федерального бюджета
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
1. Принцип целевого использования средств;
2. Безвозвратность государственных расходов (за исключением государственных кредитов);
3. Соблюдение режима экономии.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.
Капитальные расходы бюджетов
- часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Текущие расходы бюджетов
- часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;