Назначение бюджетной классификации
Расходы на обслуживание государственного внешнего долга
составили 184,7
млрд. рублей и сложились из следующих основных платежей:
Ø по выплате процентов по внешним облигационным займам, включая выплату купонов по займам с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 годах, на которые были обменены инструменты Лондонского клуба, в общей сумме 73,1
млрд. рублей;
Ø по выплате процентов странам-участницам Парижского клуба по соглашениям о реструктуризации долга бывшего СССР в общей сумме 69,2
млрд. рублей;
Ø выплата процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от международных финансовых организаций – 22,3
млрд. рублей.
Ø по выплате процентов по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России в 1998-1999 гг. за счет средств Банка России, в сумме 10,4
млрд. рублей;
Ø по выплате процентов по кредитам правительств иностранных государств, предоставленным Российской Федерации после 1 января 1992 года, в сумме 10,2
млрд. рублей;
Ø по оплате процентов по облигациям внутренних валютных займов (ОВГВЗ и ОГВЗ) в общей сумме (-)3,0
млрд. рублей;
Ø по выплате процентов странам-участницам Парижского клуба по нереструктурированным кредитам правительств иностранных государств, предоставленным бывшему СССР, в общей сумме 2,5
млрд. рублей;
Непроцентные расходы
Непроцентные расходы федерального бюджета профинансированы в сумме 1 090,8
млрд. рублей. Доля их в объеме всех расходов составила 82,5%.
Превышение объемов финансирования федерального бюджета по расходам над плановыми показателями по некоторым разделам бюджетной классификации произошло на сумму расходов, произведенных за счет средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, культуры и искусства федерального ведения в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год». Эти средства не планируются, а только учитываются в фактически собранных доходах и произведенных расходах и направляются на дополнительное финансирование указанных учреждений.
Непроцентные расходы федерального бюджета возросли с 11,2 % к объему ВВП за 2000 год до 12,4 % за 2001 год. Рост их был связан в основном с перераспределением ряда обязательств от бюджетов регионов в федеральный бюджет. По этой же причине существенные изменения претерпела структура расходов федерального бюджета: удельный вес расходов на финансовую помощь бюджетам других уровней в общей сумме расходов вырос с 9,6% в 2000 году до 17,0 % в 2001 году.
В полном объеме к уточненной бюджетной росписи на 2001 год профинансированы расходы по следующим разделам: «Судебная власть», «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», «Средства массовой информации», «Пополнение государственных запасов и резервов», «Утилизация и ликвидация вооружений», «Исследование и использование космического пространства», «Целевые бюджетные фонды».
По ряду разделов расходы были профинансированы с отклонениями от плановых показателей.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Источники внутреннего финансированиядефицита федерального бюджета составили (–13,9)
млрд. рублей и сложились из:
· поступлений от приватизации,
которые составили 9,8млрд. рублей;
· сальдо по госзапасам – 0,57
млрд. рублей. При этом поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней составили 7,8млрд. рублей (в том числе – на внешнем рынке – 5,1 млрд.рублей и на внутреннем – 2,7 млрд.рублей), расходы на пополнение госзапасов – 7,2
млрд. рублей;
· сальдо по источникам внутреннего государственного долга
составило (-24,25)млрд. рублей.
Сумма привлеченных средств от размещения государственных ценных бумаг составила 74,5
млрд. рублей.
Федеральным законом от 24.03.2001 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» верхний предел государственного внутреннего долга был увеличен на 35,0 млрд. рублей до 610,7 млрд. рублей. Это связано с дополнительным привлечением средств на внутреннем рынке для погашения и обслуживания части государственного внешнего долга Российской Федерации. Ввиду этого Правительством Российской Федерации объемы эмиссии государственных ценных бумаг в 2001 году были увеличены.