Анализ расходных частей бюджетов за 1998 и 2002 годы
Как было упомянуто ранее, в этом разделе рассматриваются и сопоставляются расходные части двух бюджетов: дефицитного за 1998 год и профицитного за 2002 год. Попробуем проанализировать имеющиеся данные с целью определить, есть ли в структуре этих бюджетов кардинальные различия, чем они вызваны и могли ли они повлиять на экономическое развитие страны.
Расходы бюджетов за 1998 и 2002 годы по разделам функциональной классификации представлены в таблицах 1 и 2 соответственно, а также на рисунках 1 и 2 в виде диаграмм. Следует отметить, что сравнение отдельных статей расходов в абсолютном выражении не имеет смысла, так как многие из них различаются почти на порядок, что объясняется довольно высокими темпами инфляции. Поэтому в таблицы введена дополнительная графа, показывающая, сколько процентов от общей суммы расходов составляет данная статья. Именно по этому показателю будет проводиться сравнение.
Расходные части бюджетов на 1998 и 2002 годы удобны для сравнения тем, что их структуры почти идентичны. Существуют небольшие различия, но
Таблица 1 Расходы федерального бюджета на 1998 год по разделам функциональной классификации (тыс руб) | |||
№ п/п |
Наименование статьи расходов |
Сумма |
В процентах к итогу |
1 |
Государственное управление и местное самоуправление |
12 085 733,7 |
2,42 |
2 |
Судебная власть |
4 453 949,8 |
0,89 |
3 |
Международная деятельность |
14 496 983,9 |
2,90 |
4 |
Национальная оборона |
81 765 000,0 |
16,35 |
5 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
41 616 615,1 |
8,32 |
6 |
Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу |
11 157 881,0 |
2,23 |
7 |
Промышленность, энергетика и строительство |
27 438 327,2 |
5,49 |
8 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
12 017 785,6 |
2,40 |
9 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
2 929 835,8 |
0,59 |
10 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
1 521 357,0 |
0,30 |
11 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
100 000,0 |
0,02 |
12 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
8 474 217,5 |
1,70 |
13 |
Образование |
17 253 152,7 |
3,45 |
14 |
Культура, искусство и кинематография |
3 567 818,2 |
0,71 |
15 |
Средства массовой информации |
2 011 997,9 |
0,40 |
16 |
Здравоохранение и физическая культура |
9 424 731,8 |
1,89 |
17 |
Социальная политика |
35 066 011,2 |
7,01 |
18 |
Обслуживание государственного долга |
124 135 443,0 |
24,83 |
19 |
Пополнение государственных запасов и резервов |
6 732 765,0 |
1,35 |
20 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
51 703 792,0 |
10,34 |
21 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров |
1 921 700,0 |
0,38 |
22 |
Мобилизационная подготовка экономики |
771 538,0 |
0,15 |
23 |
Исследование и использование космического пространства |
3 670 357,0 |
0,73 |
24 |
Прочие расходы |
-6 450 741,8 |
-1,29 |
25 |
Целевые бюджетные фонды |
32 078 999,9 |
6,42 |
Итого расходов |
499 945 251,5 |
100,00 |