Анализ расходных частей бюджетов за 1998 и 2002 годы

статью «Прочие расходы», которая является отрицательной и представляет собой, по сути, доходы бюджета.

Пять статей расходов, на которые приходится наибольший удельный вес, в обоих бюджетах одинаковы, хотя и располагаются в разном порядке. Их суммарная доля в расходах составляет порядка 67% в 1998 и 74% в 2002 году.

Легко объяснить значительные затраты на обслуживание государственного долга в 1998 году. Это связано с тем, что государственные заимствования со стороны России с начала 90-х годов непрерывно возрастали, а следовательно, возрастали и суммы процентов и выплат по ним. В результате, к 1998 году сложилась ситуация, когда государство тратило значительную часть своих средств на обслуживание внешнего и внутреннего долгов. Как известно, это привело к кризису августа 1998 года, после которого государственные заимствования были резко сокращены. Однако при этом остается необходимость оплачивать проценты по ранее взятым долгам и производить выплаты в их погашение.Этим объясняется значительная, но не лидирующая доля данной статьи в расходах бюджета на 2002 год.

Другое кардинальное различие между двумя бюджетами заключается в величине расходов на социальную политику. В бюджете на 1998 год они составляют довольно незначительную долю, в то время как в бюджете- 2002 доля этой статьи является максимальной. Это связано с изменением политики государства в сторону повышения уровня жизни населения. В средствах массовой информации значительный удельный вес расходов на проведение социальной политики называют главной особенностью бюджета на 2002 год.

В остальных статьях- «лидерах» значительных изменений не произошло. На протяжении многих лет традиционно высокими являются расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства. Расходы на оказание помощи бюджетам других уровней также остаются значительными, что связано со структурой бюджетной системы России и неравномерным экономическим развитием регионов.

Статей с очень низким уровнем финансирования в бюджете довольно много. В таблице 3 в качестве примера приведены лишь пять из них. Об изменениях в их структуре говорить бессмысленно, так как они ни в коей мере не могут повлиять на перераспределение бюджетных средств. Такими статьями являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, мобилизационную подготовку экономики, транспорт, связь и другие.

Рассмотрим теперь структуры расходов обоих бюджетов и сравним их. Воспользуемся для этого графиком, представленным на рисунке 3. Следует отметить, что статьи расходов на нем приведены по таблице 1, то есть в соответствии с бюджетом на 1998 год. Для того, чтобы привести расходную часть бюджета- 2002 в соответствие с этой структурой, из нее были исключены статьи «Военная реформа» и «Дорожное хозяйство». Их доля в общей сумме расходов невелика, поэтому их можно считать несущественными.

Рассмотрим рисунок 3. На нем в виде графиков представлены расходные части обоих бюджетов. Четко прослеживаются пики, то есть те статьи, доля финансирования которых значительно превышает остальные. Эти статьи уже были выявлены ранее, при анализе диаграмм.

Сопоставим оба графика. На многих участках они совпадают или находятся близко друг от друга. Однако есть и области явного несовпадения. Наиболее очевидное из них- несовпадение пиков графиков. В 1998 году пик приходится на статью «Обслуживание государственного долга», а в 2002 году- на статью «Социальная политика». Причины этого явления уже были рассмотрены в данной работе.

Существенное различие между графиками наблюдается по статье «Промышленность, энергетика и строительство», доля расходов по которой в 2002 году по сравнению с 1998 снизилась почти в два раза. Это можно объяснить активным ходом приватизации государственного имущества в последние годы. В результате количественного сокращения имущества снижаются и расходы на его содержание.

Следует отметить повышение финансирования по статье “Финансовая помощь бюджетам других уровней” и резкое снижение затрат на создание целевых бюджетных фондов. Скорее всего, эти изменения связаны с перестройкой бюджетной и налоговой систем страны.

Таким образом, изучение графика подтверждает основные выводы, сделанные при анализе диаграмм.

Напомним, что сопоставление двух бюджетов проводилось с целью получить ответ на вопрос: может ли структура федерального бюджета, в частности, структура его расходов, быть причиной кризисных явлений в экономике. Сравнив бюджеты на 1998 и 2002 годы, с большой долей уверенности можно сказать, что ответ на поставленный вопрос будет отрицательным. Вполне вероятно, что такая связь существует, хотя она и выражена довольно слабо.Но все же первичные причины кризисов в экономике не относятся к сфере бюджетных отношений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.