Анализ расходных частей бюджетов за 1998 и 2002 годы
статьи, которые они затрагивают, не вносят существенного вклада в формирование общей суммы расходов.
Рассмотрим структуру расходов бюджета за 1998 год. На диаграмме явно заметно, что наибольшую долю в расходах этого бюджета занимает обслуживание государственного долга- доля этой статьи в расходах составляет почти 25%. Второе место с довольно значительным отрывом занимают расходы на национальную оборону- 16,35%. И замыкает «тройку лидеров» финансовая помощь бюджетам других уровней (10,34%).
Несколько отстает от них группа из четырех статей- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, социальная политика, целевые бюджетные фонды и промышленность, энергетика и строительство. Доли этих статей в общей сумме расходов незначительно отличаются друг от друга и находятся в диапазоне примерно 5- 8%.
Финансирование остальных направлений в 1998 году составляло, в процентах от общей суммы расходов, незначительные величины порядка 3% и ниже.
Рассмотрим теперь расходную часть бюджета на 2002 год. Наибольшая доля расходов в ней приходится на проведение социальной политики и составляет 22,1%. Второе место делят две статьи- обслуживание государственного и муниципального долга и национальная оборона (14,64 и 14,59 процентов от итога соответственно). Далее с небольшим отрывом следуют расходы на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней, доля которых составляет 13,63%. Довольно большой процент в общем объеме расходов приходится на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства- 8,93%.
Остальные показатели колеблются в пределах 4% и менее, и каждая из этих статей в отдельности не способна повлиять на итог расходной части бюджета.
Для анализа структуры расходов бюджета целесообразно составить таблицу, в которой будут представлены статьи- «лидеры» обоих бюджетов с одной стороны и статьи с наименьшей долей в общей сумме с другой стороны. Результат такой группировки представлен в таблице 3. При этом не будем учитывать
Таблица 3 Максимальные и минимальные расходы бюджетов | |||
1998 год |
В процентах к итогу |
2002 год |
В процентах к итогу |
Статьи с максимальной долей расходов (по убыванию) | |||
Обслуживание государственного долга |
24,83 |
Социальная политика |
22,10 |
Национальная оборона |
16,35 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
14,64 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
10,34 |
Национальная оборона |
14,59 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
8,32 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
13,63 |
Социальная политика |
7,01 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
8,93 |
Статьи с минимальной долей расходов (по возрастанию) | |||
Развитие рыночной инфраструктуры |
0,02 |
Развитие рыночной инфраструктуры |
0,001 |
Мобилизационная подготовка экономики |
0,15 |
Мобилизационная подготовка экономики |
0,03 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
0,30 |
Пополнение государственных запасов и резервов |
0,03 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров |
0,38 |
Транспорт, связь и информатика |
0,36 |
Средства массовой информации |
0,40 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
0,45 |