Экономическая среда функционирования аграрного сектора.

Проводимая реорганизация и созданная экономическая среда были направлены на разрушение общественного производства, а не на повышение эффективности. При проведении коллективизации проходило изъятие земли и имущества у крестьян, при современной реформе проведена конфискация у коллективов и в целом у общества.

При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся целей и полученных экономических и политических результатов в процессе реформ можно четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на получение результатов, гарантировавших необратимость изменения общественного строя (табл. 19).

Проведенный анализ показывает, что в течение всего периода реформы применяемые методы макроэкономического регулирования стабильно способствовали развертыванию и сохранению кризиса экономики, так как только в условиях кризиса создается возможность перераспределения собственности при минимальных затратах со стороны новых собственников.

Таким образом, сложившаяся ситуация не является результатом ошибок и просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности правительства реформаторов, направленной на насаждение частной собственности, ее преобладание в экономике посредством массированного перераспределения национального богатства, созданного предшествующими поколениями. Решающую роль в этом сыграла либерализация цен.

Таблица 19

Методы, декларированные цели и полученные результаты экономических реформ  

Период

Методы и практические шаги

Декларированная цель

Полученные экономические результаты

1992-1993

Либерализация цен

Согласование спроса и предложения, макроэкономическое равновесие

Разрушение экономической базы государственного регулирования

Либерализация торговли

Насыщение товарного рынка

Модификация отношений собственности, стимулирование мелкой частной собственности

Реорганизация, акционирование и приватизация предприятий

Рост эффективности производства путем передачи собственности работникам, формирование слоя собственников

Разрушение общественной собственности путем ее диффузии

Ограничение денежной массы, отказ от индексации основных и оборотных средств

Борьба с инфляцией, обеспечение финансовой стабильности

Обесценение общественного, акционерного и мелкого частного капитала

1994-1996

Переход к денежной приватизации

Формирование стратегических собственников фондового рынка, стимулирование инвестиций

Перераспределение собственности, рост стоимости активов, скупка акций иностранными инвесторами

Ограничение массы платежных средств

Контроль над инфляцией, сокращение бюджетного дефицита

Поглощение мелкого капитала, уменьшение числа мелких держателей акций

Попытка государственного регулирования, введение валютного коридора

Поддержка отечественных товаропроизводителей, стимулирование производства

Ухудшение положения в экспортно-ориентированных от-раслях, снижение стоимости акций, формирование государственно-монополистичес-ких групп

1997-1998

Ограничение массы платежных средств, поддержание курса рубля

Стабилизация финансового состояния, обеспечение конвертируемости

Спад производства, усиление портфельных инвестиций, переход права собственности к крупным отечественным и иностранным инвесторам

Либерализация доступа иностранных инвесторов на рынок ГКО ОФЗ

Пополнение бюджета, снижение его дефицита

Свободный вывоз капитала при осложнении ситуации на мировых рынках, полная зависимость от внешних инвесторов

Продажа государственных пакетов акций рентабельных предприятий

Пополнение бюджета, финансирование государственного долга

Перераспределение собственности в пользу крупного капитала, последующее снижение доходов

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.