Экономическая среда функционирования аграрного сектора.
Изменение ценовой среды
Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями.
В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20).
Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям.
Таблица 20 | ||||||
Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, раз) | ||||||
Вид производства, территория |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1995 в % к 1990 |
Топливный комплекс | ||||||
Амурская область |
0,8 |
127 |
1 |
21 |
2,7 |
5760 |
Республике Саха |
2,2 |
188,1 |
6,2 |
2,7 |
2,6 |
18011 |
Лесной комплекс | ||||||
Амурская область |
3,0 |
20 |
13,7 |
3,8 |
1,9 |
5934 |
Республике Саха |
3,7 |
18,3 |
12,5 |
4,1 |
2,8 |
2959 |
Сельское хозяйство | ||||||
Амурская область |
2 |
7,9 |
8,8 |
4 |
2,7 |
1501 |
Республике Саха |
1,6 |
6,9 |
14,4 |
4 |
2,9 |
1844 |
На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21).