Экономическая среда функционирования аграрного сектора.

С 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства была передана на бюджеты регионов, но из-за малой доходной части бюджетов выплаты сократились во всех территориях. Наиболее сильное их уменьшение произошло в основных сельскохозяйственных районах: в Амурской области удельный вес выплат сократился в 4 раза. В этих условиях не эффективность производства, а наличие средств в бюджете определяет уровень поддержки сельского хозяйства. Удельный вес выплат в республике Саха (Якутия) в 1,5 раза превышает средний по региону, в 2,2 раза - в Амурской области.

Под влиянием этих процессов произошло перераспределение дотаций в районы с наименее благоприятными условиями. В республике Саха (Якутия) выплачивается третья часть дотаций региона, при объеме ее валовой продукции 19%, а в Амурской области выплачивается дотаций 12% при удельном весе валовой продукции 22% (табл. 25).

Таблица 25

Распределение производства валовой продукции сельского хозяйства, дотаций и компенсаций по территориям Дальнего Востока, %

Территории

1990 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Валовая продукция

Дальний Восток

100

100

100

100

100

Республика Саха

10,7

19,7

18,8

18,1

19,3

Амурская область

25,9

20,2

17,6

19,4

21,8

Выплаты дотаций и компенсаций

Дальний Восток

100

100

100

100

100

Республика Саха

18,1

44,1

24,7

34,0

33,1

Амурская область

22,5

7,6

12,7

11,0

12,4

Таким образом, в современных условиях объем выплат слабо увязан с объемами и эффективностью производства, а определяется структурой народного хозяйства и возможностями бюджета. Об этом свидетельствует сопоставление уровня поддержки республики Саха и Амурской области. В республике Саха в последние годы основная поддержка (95%) оказывалась из местного бюджета и в 4,5-6 раз превышала размеры поддержки в Амурской области (табл. 26).

Таблица 26

Уровень государственной поддержки сельского хозяйства

Источники поддержки

Республика Саха

Амурская область

1995

1996

1997

1995

1996

1997

1.Получено из федерального бюджета, млрд. руб.

10,84

13,81

25,4

89,5

50,3

44,8

в т.ч. дотации и компенсации

5,44

5,01

11,4

56,4

37,2

40

2.Получено из местного бюджета, млрд. руб.

240,3

537, 5

504,4

51,3

48,8

88,5

в т.ч. дотации и компенсации

173,3

290,4

309,1

30,6

29,7

68,4

3. Всего получено поддержки, млрд, руб.

251,14

551,31

529,8

140,8

99,1

133,3

4. Приходится средств поддержки на 100 руб. валовой продукции, руб.

15,6

23,5

20,4

9,3

3,9

4,5

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.