Так что же мы потеряли?
[6]
Черная металлургия.
Как обстоят дела здесь видно из таблицы мирового производства чугуна и стали ( данные приводятся в млн. пудов)
Тут интересен даже не столько «русский процент» сколько доля в мировом производстве Великобритании и Германии, ни по размерам, ни по населению, ни по ресурсам несопоставимых с Россией.
[7]
(Пока рабочие были сезонниками, приехавшими в город на заработки, они мирились с таким нечеловеческим существованием. Но все изменилось, когда рабочие стали отрываться от деревни, и это ужасающее существование становилось для них единственным.)
Когда говорят о достатке рабочего романовской трущобы, приводят пример высококвалифицированного слесаря или токаря, забывая, что кроме слесарей были чернорабочие (основная масса).
В 1900 фабричная инспекция собрала статистику средних зарплат по отраслям.
Итак, в машиностроительном производстве и металлургии рабочие получали в среднем 342 рубля в год. Стало быть, в месяц это выходит 28,5 рубля. В легкой промышленности дела еще хуже. Так, обработка хлопка(прядильные и ткацкие мануфактуры) – 180 рублей в год, или 15 рублей в месяц. Обработка льна – 140 рублей в год, или 12 в месяц. Убийственное химическое производство, рабочие на котором до старости не доживали – 260 рублей в год, или 22 в месяц. По всей обследованной промышленности средняя зарплата составляла 215 рублей в год – 18 в месяц. При этом платили неравномерно. Заработок женщины составлял примерно 3/5 от уровня взрослого мужчины. Малолетних детей (до 15 лет) – 1/3. Так что в среднем по промышленности мужчина зарабатывал 20 рублей в месяц, женщина – 12, а ребенок около 7 рублей.
[8]
Объем промышленной продукции в 1913 г. ( в млн. тонн)
Очень жирный кусок имела в России и Церковь. Хочется спросить и получить честный ответ: можно ли искренне служить богу и мамоне одновременно? Сомневаюсь, что богу нужны посредники вроде сытых и жадных дармоедов, которые от его имени, через государственные законы вымогают последние деньги у несчастного народа.
Село Казакова Арзамасского уезда Нижегородской губ. (2 ноября 1905 г.):
Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью, коноплями и норовят, как бы почаще с молебнами походить за деньгами, умер – деньги, родился – деньги, исповедовался – деньги, женился – деньги, берет не сколько даешь, а сколько ему вздумается. А случится год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 33 десятины земли и грех бы было – хлебом-то брать, строй ему дом за свой счет на последние крохи, не построишь – и служить не станет.
А сход крестьян Рибшевской волости того же уезда написал в июне 1905 г.:
Церковные служители, священники тащат с бедного крестьянина за похороны 7-10 рублей, за венец от 10 до 25 рублей, за молебны само собой и т.п., требуют плату за живого и мертвого. Спрашивается, где же бедному крестьянину оплатить все, когда он лишь в силах отбыть казенные повинности, а тут пан и священник. Так вот и живешь, все время мучаешься, как несли рабство наши предки и отцы.