Особенности формирования финансовых рынков в России.
Создание ЧИФов можно было бы отнести к положительным аспектам процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России, если бы одновременно были защищены и интересы владельцев ваучеров, ставших акционерами ЧИФов. К сожалению, этого не произошло. Менеджеры ЧИФов фактически оказались неподконтрольными для их акционеров со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если в 1993—1996 гг. ряд ЧИФов выплачивали своим акционерам символические дивиденды, то в дальнейшем выплаты практически прекратились.
Определенные надежды с созданием механизма защиты интересов акционеров ЧИФов связывались с преобразованием их в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), представляющие собой имущественные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании. Правовой статус ПИФов был определен Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации. Паевые инвестиционные фонды в России могут, быть образованы:
• путем регистрации проспекта эмиссии инвестиционных паев управляющей компанией и размещения инвестиционных паев среди инвесторов;
• по решению общего собрания акционеров при ликвидации ЧИФа, имущество которого передается в доверительное управление управляющей компании;
• при реорганизации коммерческих организаций (с согласия ФКЦБ), которые привлекали денежные средства физических и юридических лиц.
Первые ПИФы появились в конце 1996 г. и были ориентированы на работу с государственными ценными бумагами. Основными инвесторами выступали прежде всего учредители управляющих компаний; мелкие инвесторы не проявили к ПИФам большого интереса.
В дальнейшем ряд ПИФов начал активно работать с корпоративными ценными бумагами. Причем к концу 1997 г. четыре из пятнадцати действовавших ПИФов в основном были ориентированы на работу с корпоративными ценными бумагами. Именно в эти фонды наблюдался приток инвестиций со стороны мелких инвесторов, что позволило данной группе ПИФов существенно укрепить свои позиции.
ПИФы занимают скромное место на рынке ценных бумаг. Их совокупные активы на конец 1997 г. немного превышали 200 млн. деноминированных рублей[8]. Тем не менее, анализируя перспективы развития различных институтов на фондовом рынке, представляется, что у ПИФов они наиболее оптимистичные. Это предопределяется прежде всего их открытостью, прозрачностью, равностью имущественных прав инвесторов и возможностями получения денежных средств за принадлежащие им инвестиционные паи.
На рынке страховых полисов и пенсионных счетов основными видами деятельности являются страхование и пенсионное обеспечение. Соответственно основными институтами данного рынка выступают страховые компании, перестраховочные общества, общества взаимного страхования и негосударственные пенсионные фонды.
Страховые компании в России могут самостоятельно выбирать организационно-правовую форму. Законодательных ограничений в этом вопросе нет. Однако существуют жесткие требования к размеру уставного капитала. Новая редакция Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает минимальные размеры уставного капитала:
• для компаний, не осуществляющих страхование жизни — 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
• для компаний, осуществляющих страхование жизни — 35 тыс. МРОТ;
• для перестраховочных организаций — 50 тыс. МРОТ. Повышение минимального уровня уставного капитала не повлекло за собой существенного уменьшения числа страховых организаций. Если на конец 1998 г. число учтенных страховых организаций составляло 1493, то на конец 1999 г.— 1318[9].
Перспективы развития страхового рынка в России связаны не только с выходом страны из социально-экономического кризиса, но и с решением вопросов собственно страхования. Это касается и проблем научно-методического обеспечения страховой деятельности, создания стабильного, разветвленного, грамотного законодательства и т. п. Наряду с ограниченностью финансовых возможностей российских страхователей эти факторы, безусловно, сдерживают развитие страхового рынка как в части роста страховых поступлений и уровня выплат, так и в части роста страхования видов рисков (российскими страховщиками страхуется около 60 различных видов рисков; в европейских странах — до 500, в США - около 3000).
На российском страховом рынке действуют перестраховочные общества. Финансовые возможности перестраховочных обществ значительно уступают страховым компаниям, поэтому последние предпочитают страховать риски друг у друга. Финансовый обвал, неизбежное укрупнение страховых компаний могут внести существенные изменения в перестраховочную политику, а именно переориентацию страховщиков на иностранные перестраховочные организации. Российским перестраховочным компаниям сегодня удержаться на этом рынке крайне сложно.