Особенности формирования финансовых рынков в России.

Создание ЧИФов можно было бы отнести к положительным ас­пектам процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России, если бы одновременно были защищены и инте­ресы владельцев ваучеров, ставших акционерами ЧИФов. К сожале­нию, этого не произошло. Менеджеры ЧИФов фактически оказались неподконтрольными для их акционеров со всеми вытекающими от­сюда последствиями. Если в 1993—1996 гг. ряд ЧИФов выплачивали своим акционерам символические дивиденды, то в дальнейшем вы­платы практически прекратились.

Определенные надежды с созданием механизма защиты интересов акционеров ЧИФов связывались с преобразованием их в паевые ин­вестиционные фонды (ПИФы), представляющие собой имуществен­ные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компа­нии. Правовой статус ПИФов был определен Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повы­шению эффективности инвестиционной политики Российской Феде­рации. Паевые инвестиционные фонды в России могут, быть образованы:

• путем регистрации проспекта эмиссии инвестиционных паев управляющей компанией и размещения инвестиционных паев среди инвесторов;

• по решению общего собрания акционеров при ликвидации ЧИФа, имущество которого передается в доверительное управление управляющей компании;

• при реорганизации коммерческих организаций (с согласия ФКЦБ), которые привлекали денежные средства физических и юри­дических лиц.

Первые ПИФы появились в конце 1996 г. и были ориентированы на работу с государственными ценными бумагами. Основными инве­сторами выступали прежде всего учредители управляющих компа­ний; мелкие инвесторы не проявили к ПИФам большого интереса.

В дальнейшем ряд ПИФов начал активно работать с корпоративны­ми ценными бумагами. Причем к концу 1997 г. четыре из пятнадца­ти действовавших ПИФов в основном были ориентированы на рабо­ту с корпоративными ценными бумагами. Именно в эти фонды на­блюдался приток инвестиций со стороны мелких инвесторов, что позволило данной группе ПИФов существенно укрепить свои пози­ции.

ПИФы занимают скромное место на рынке ценных бумаг. Их со­вокупные активы на конец 1997 г. немного превышали 200 млн. де­номинированных рублей[8]. Тем не менее, анализируя перспективы развития различных институтов на фондовом рынке, представляется, что у ПИФов они наиболее оптимистичные. Это предопределяется прежде всего их открытостью, прозрачностью, равностью имущест­венных прав инвесторов и возможностями получения денежных средств за принадлежащие им инвестиционные паи.

На рынке страховых полисов и пенсионных счетов основными видами деятельности являются страхование и пенсионное обеспече­ние. Соответственно основными институтами данного рынка высту­пают страховые компании, перестраховочные общества, общества взаимного страхования и негосударственные пенсионные фонды.

Страховые компании в России могут самостоятельно выбирать организационно-правовую форму. Законодательных ограничений в этом вопросе нет. Однако существуют жесткие требования к размеру уставного капитала. Новая редакция Федерального закона от 20 но­ября 1999 г. № 204-ФЗ «Об организации страхового дела в Россий­ской Федерации» устанавливает минимальные размеры уставного ка­питала:

• для компаний, не осуществляющих страхование жизни — 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

• для компаний, осуществляющих страхование жизни — 35 тыс. МРОТ;

• для перестраховочных организаций — 50 тыс. МРОТ. Повышение минимального уровня уставного капитала не повлек­ло за собой существенного уменьшения числа страховых организа­ций. Если на конец 1998 г. число учтенных страховых организаций составляло 1493, то на конец 1999 г.— 1318[9].

Перспективы развития страхового рынка в России связаны не только с выходом страны из социально-экономического кризиса, но и с решением вопросов собственно страхования. Это касается и проблем научно-методического обеспечения страховой деятельно­сти, создания стабильного, разветвленного, грамотного законода­тельства и т. п. Наряду с ограниченностью финансовых возможно­стей российских страхователей эти факторы, безусловно, сдерживают развитие страхового рынка как в части роста страховых поступлений и уровня выплат, так и в части роста страхования видов рисков (российскими страховщиками страхуется около 60 различных видов рисков; в европейских странах — до 500, в США - около 3000).

На российском страховом рынке действуют перестраховочные об­щества. Финансовые возможности перестраховочных обществ значи­тельно уступают страховым компаниям, поэтому последние предпо­читают страховать риски друг у друга. Финансовый обвал, неизбеж­ное укрупнение страховых компаний могут внести существенные изменения в перестраховочную политику, а именно переориентацию страховщиков на иностранные перестраховочные организации. Рос­сийским перестраховочным компаниям сегодня удержаться на этом рынке крайне сложно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.