Лекции по курсу «Финансы, кредит, денежное обращение» (2004г.)
15. Расходы бюджета: классификация, структура
Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансирование обеспечение выполнения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:
· ассигнование – на содержание бюджетных учреждений;
· средства на оплату товаров, работ и услуг – выполняются юридическими лицами по государственным и муниципальным контролем;
· Трансферты населению – бюджетные средства по обязательным выплатам населению пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
· Бюджетные кредиты юридическим лицам;
· Субвенции и субсидии;
· Инвестиции в уставный капитал юридических лиц;
· Бюджетные ссуды, дотации, субвенции, в бюджеты других уровней
· Кредиты иностранным гражданам
· Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств долговых обязательств
Расходы бюджета группируются по 3 структурам:
1.Функциональная – строится в соответствии с основными функциями государства, состоит из 4 уровней:
· представлен в виде 21 раздела расходов, определяет расходы бюджетных средств на оборону страны, государственное управление, международная деятельность, участие государства в развитии нации и техники, с/х, энергетики, социально-культурной деятельности
· имеет 99 разделов, которые конкретизируют направление расходов бюджетных средств
· классифицирует целевые статьи расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности
· детализирует целевые статьи.
2.Экономическая – группируются статьи расходов по экономическому принципу. Расходы делятся на 2 статьи:
· капитальные, включают статьи затрат на инвестиции в действующие и и создаваемые юридические лица
· текущие – часть расходов бюджета обеспечивающая функционирование органов государственной власти
3.Ведомственная – показывает адресное выделение финансовых ресурсов и отображает распределение средств по конкретным распорядителям. 138 федеральных министерств и ведомств
16. Бюджетный процесс: понятие, принципы, участники и стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс регламентирует нормы права деятельности государственных органов и организацию местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов в бюджет.
Принципы организации бюджетного процесса:
· обеспечение единства правовой базы бюджетной классификации и форм бюджетной документации
· соблюдение самостоятельности бюджетных процессов между органом власти, формированием доходов, и их использованием
· установление рационального соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней.
Участниками бюджетного процесса являются:
¨ президент РФ
¨ государственная дума
¨ совет федерации
¨ министерство финансов
¨ федеральное казначейство
¨ государственные внебюджетные социальные фонды
¨ главные распорядители бюджетных средств
¨ получатели бюджетных средств
Стадии бюджетного процесса
1.Составление проекта бюджета, начинается с послания президента. Затем этим выверяются следующие показатели:
Ö объем ВВП
Ö темпы роста ВВП
Ö уровень инфляции
Составляется прогноз социально-экономического развития на планируемый год и 2 последующих на основе прогноза министерства финансов, составляется балансовый доход и расход, его направляют для рассмотрения правительства РФ @ 1 марта.
2.Рассматривание и утверждение проекта бюджета в форме закона правительства до 15.08 изучаются предоставленные материалы, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета и не позднее 15.08 направляют его в государственную думу. К проекту бюджета применяются следующие документы
Å прогноз социально-экономического развития РФ
Å проекты программ внутреннего и внешнего государственного заимствования
Å прогноз изменения тарифов на газ, электричество и тепловую энергию
Å проекты бюджета государственных внебюджетных фондов и другие документы
В процессе рассмотрения проекта бюджета в государственной думе до 01.10 напраляют «Оценка ожиданий исполнения федерального бюджета» на текущий финансовый год.