Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ
Выделяют четыре класса проявлений бессознательного:
1) Сверхиндивидуальное – некое поведение, усвоенное человеком.
2) Неосознаваемое – побудительные мотивы деятельности, как смысловые поведенческие основы личности. Выражаются в стремлениях, влечениях, реакциях
3) Стереотипы – автоматическое поведение.
4) Психологические реакции человека на различные раздражители, в которых он сам себе не отдает отчета.
Бессознательное стремится к получению удовольствий и психическому комфорту, а сознание с помощью социальных норм стремятся ввести подсознание в социально приемлемые рамки.
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры.
Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания). Познание бывает чувственное и рациональное:
1) Чувственное познание:
Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:
а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.
б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.
2) Рациональное познание:
/От лат. ratio – разум/
Необходимый этап познавательной деятельности человека.
а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.
б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.
в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.
Истинное и ложное:
Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию).
Критерии истины:
В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:
1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.
2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт. Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания.
Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.
Объективна ли истина (?):
Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов.
Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.