Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ
Достоинство: саморегулирующаяся система.
Недостаток: не может решить социальных проблем (занятость, обеспеченность и пр.)
4) Смешенная экономика:
Способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, но на часть экономических ресурсов находится в государственной собственности.
3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:
Рынок – совокупность всех отношений, а так же форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Типы рынков по объему купли-продажи:
1) Рынок товаров и услуг:
Существует в виде товарных бирж, предприятий оптовой торговли, ярмарок и аукционов.
2) Рынки факторов производства (товары производственного потребления):
Купля-продажа земли, полезных ископаемых, технических ресурсов.
3) Рынок труда.
4) Рынок научно-технических разработок и инноваций.
Рынки по типу конкуренции:
1) Рынок свободной (совершенной) конкуренции: все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности.
2) Рынок несовершенной конкуренции: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции.
Рынки по территориальному признаку: - местный,
- национальный,
- региональный,
- мировой.
Рыночная экономическая система выполняет различные функции:
1) Посредничество между производителем товаров и их потребителями
2) Ценообразование
3) Информационная
4) Регулирующая
5) Санирующая (освобождение от неэффективного производства)
Признаки свободного рынка:
1) Неограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг.
2) Наличие у каждого участка конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке.
3) Мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров.
3.7. Закон спроса. Закон предложения:
Механизм товарного рынка регулируется законами спроса и предложения.
Спрос – то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.
Предложение – то количество товаров, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.
По этим законам производств и обмен товаров происходит на основе их стоимости, которая определяется вложенными в производство товаро-затратами. Денежное выражение стоимости – цена.
Цена, устанавливаемая производителем, может быть выше, ниже или равна стоимости. На цену оказывает влияние спрос. На рынке формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов предложить товар). На основе этого формируется рыночная цена – цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения, т.к. продавец разориться, а подниматься выше цены спроса тоже не может, т.к. покупатель не сможет купить товар.
3.8. Деньги:
Всеобщий эквивалент, ликвидное средство, т.е. любое имущество может быть обменено на деньги.
Бумажные деньги впервые появились в Китае в XII веке, во Франции – в 1575 году, в России – в конце XVIII веке. Они не имеют собственной стоимости, т.к. выпускаются государством, которое придает им принудительный курс в законодательном порядке. Они имеют законную платежную силу в пределах данного государства.
Современные деньги имеют два вида:
1) Наличные
2) Безналичные
Функции денег:
1) Мера стоимости