Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ
2) Средство обращения
3) Средство накопления.
Масса денег, находящихся в обращении, определяется количеством товаров и услуг, их ценами и скоростью обращения денежной единицы по формуле mu = PQ, где
m – количество денег в обращении;
u – скорость обращения денежной единицы;
PQ – сумма цен товаров.
Данное уравнение свидетельствует, что количество обращающихся в экономике денег не может быть произвольным, оно определяется рядом факторов:
- уровнем цен;
- объемом произведенной продукции, скоростью оборота денег.
Таким образом само по себе количество денег не может быть критерием экономического благосостояния страны и показателем ее благополучия.
3.9. Инфляция:
Нарушение денежного обращения, проявляющееся в избытке денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями оборота, или в обесценивании денег, которое сопровождается ростом товарных цен.
Уровень инфляции измеряется индексом цен путем деления цен текущего года на цены сравниваемого. Результатом будет индекс, показывающий рост цен за данный период времени.
Причины инфляции:
1) Диспропорция между различными сферами народного хозяйства.
2) Экономическая политика государства.
3) Внутренние факторы:
а) Чрезмерные военные расходы.
б) Необоснованное повышение цен и зарплаты.
в) Кризис государственных финансов.
г) Чрезмерная эмиссия денег.
4) Внешние факторы:
а) Рост цен на импортные товары.
б) Структурные мировые кризисы.
в) Обмен в банках импортной валюты на национальную.
3.10. Конкуренция:
/ От лат. сталкиваться, состязаться /
Соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Существует два основных вида конкуренции:
1) Ценовая (заключается в снижении цен на однотипную продукцию по сравнению с конкурентами)
2) Неценовая (предложение товара более высокого качества, организация обеспечения обслуживания товаров длительного пользования, широкая реклама).
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, называют рыночной структурой. Выделяют четыре вида рыночной структуры:
1) Совершенная (свободная) конкуренция: существует множество покупателей и продавцов, ни кто из которых не может влиять на положение дел на рынке.
2) Монополия: на рынке только один продавец товара.
3) Олигархия: рынок, на котором преобладает несколько крупных фирм.
4) Монополистическая конкуренция: рыночная структура, где есть большое количество продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Выделяют:
а) Чистая монополия (в масштабе одной страны)
б) Абсолютная монополия (в масштабе национального хозяйства. Чаще всего таковым является государство в лице хозяйственных органов)
в) Монопсония (на рынке существует только один покупатель ресурсов и товаров).
Различают естественные и искусственные монополии:
1) Естественные монополисты, обычно, имеют в своей собственности несвободно воспроизводимые элементы производства (полезные ископаемые), либо владеют целыми отраслями инфраструктуры.
2) Под искусственными монополиями понимают объединение некоторых предприятий для получения монополистических выгод. Выделяют:
а) Картель (достигается соглашение о ценах продажи товаров, распределяются рынки сбыта, доля каждого участника в определенном объеме производства, сохраняется собственность на средства производства и продукцию).
б) Синдикат (объединение предприятий одной отросли, при которой сохраняется производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия теряют коммерческую самостоятельность).