Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ
Иногда группы, равные по влиянию, взаимно устанавливают барьеры, т.е. живет изолированно, но ни одна из групп не доминирует над другой. Но обычно члены одной группы все же занимают преимущественное положение по отношению к другой. Возникновение барьера сочетается с перераспределением ресурсов (завоевание экономического господства).
Переход к индустриальному обществу приводит к складыванию нации.
Нация – большая группа людей (социальная общность), проживающая на общей территории, связанная общностью экономической жизни, языка, национальных черт характера и культуры. Нация обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, имеет свои культурные особенности и традиции. Принадлежность к нации называется национальностью.
В развитии нации выделяются две тенденции:
1) Интернационализм. Проявляется на основании развития экономической интеграции (ЕС и пр.)
2) Стремление к самоопределению. Выражается в конфликтной форме:
а) Национализм – идеологическое, политическое, психологическое и социальное обособление и противопоставление одной нации другим.
б) Шовинизм – неприязнь, ненависть к другим народам.
Задачи государства и общества:
1) Сочетать национальные и интернациональные интересы
2) Признание права каждого народа на самоопределение и образование самостоятельного государства
3) Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
Социальный статус включает в себя:
1) Атрибутивные признаки – принадлежность к коллективу, классу, социальной группе.
2) Функциональные признаки
3) Оценочные (престиж и пр.)
4) Нормативные признаки – выполнение человеком норм поведения.
Социальный статус показывает то, что личность может делать и то, что она делает. Каковы результаты ее действий. Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций.
Социальный статус личности – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением и пр.
Индивид же обладает не только определенным социальным статусом, но и ролевым набором. Его постоянно оценивают другие индивиды, группы, общества. Эти оценки называются престижем. Степень признания обществом личных и деловых качеств определяется как авторитет.
Социальный статус, авторитет и престиж личности определяют:
1) Образование
2) Материальное благосостояние
3) Квалификация
4) Личные качества человека
7.11. Основные направления социальной политики государства:
Политические реформы в России 90-ых годов затронули все стороны жизни людей.
В социальной сфере:
Идет процесс формирования стратификационной системы. На месте сверх централизованного государства возникли достаточно неразвитые страны. Происходит:
1) Снижение жизненного уровня большинства граждан
2) Падение производства и обострение всех социальных проблем
3) Уменьшение численности населения РФ
4) Изменение численности и состава экономически активного населения
5) Перемещение рабочей силы в сферу услуг
6) Изменение структуры собственности.
8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории.
В «пайдейе», т.е. воспитанности греки видели свое главное отличие от некультурных варваров. В Китае это понятие именуется «жень», в Индии – «дхарма».