Обществознание. Вступительный Экзамен в РГПУ
Народная культура:
Создается анонимными творцами. Это мифы, легенды, эпос, песни, танцы и пр.
8.3. Религия как феномен культуры:
Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное.
Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследия народов и государств.
Культ – вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни.
Различают две основные разновидности религиозного культа:
1) Магия (колдовство):
Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий.
2) Умилостивительный культ:
Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.
К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр.
Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.
8.4. Мировые религии:
Тотемизм (от индейского тотем – его род):
Возник тогда, когда основным занятием людей была охота и собирательство. На этом этапе появилась вера в сверхъестественное родство человека с животными или растениями. Суть тотемизма в поклонении животному или растению как своему мифическому предку или защитнику. Постепенно тотемизм оброс значительным количеством ритуалов и магии, от которых неотделим фетишизм – вера в магические свойства различных предметов. Магия и фетишизм не являются формами религии.
Анимизм:
Происходит от «анимо» - душа, т.е. это вера в духов и душу, или всеобщую одухотворенность природы. Анимизм является результатом естественного развития тотемизма. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий. Так, постепенно духи и боги приобретали более антропоморфный характер, т.е. наделялись человеческими качествами. Появляются первые политеистические религии – многобожие. На более же высоких стадиях появляются и монотеистические религии (единобожие). Одной из первых таких религий был иудаизм.
С развитием монотеизма появляется и церковь (от греч. божий дом) – религиозная организация, возникающая в определенных исторических условиях, как средство упорядочивания отношений внутри религиозных объединений, их связей со светскими группами и организациями. В церкви действует определенная система норм религиозной морали, канонического нрава, ценностей, образцов и санкций. Во многих церквях верующие делятся на духовенство и мирян, что находит отражение в организационной структуре.
В современном мире религии можно подразделить на три группы:
1) Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день
2) Национально-государственные религии, составляющие основы жизни отдельных наций (иудаизм, индуизм, конфуцианство и пр.)
3) Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Буддизм:
Действующая мировая религия, возникшая в VI – V веках д.н.э. в Индии. Закрепился в сознании народов Азии и Дальнего Востока. Традиция связывает возникновение этой религии с царевичем Сиддхартхом Гауталлой, называемого Буддой (просветленным знанием). Однако в буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь и страдания неразделимы по причине людских страстей и желаний. Избавление от страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее. Человеку необходимо вырваться из круговорота бытия через нирвану – высшее бытие, достигаемое путем отказа от земных страстей, удовольствий и желаний. Это и является путем спасения человека и человечества.