Роль казначейской системы исполнения федерального бюджета, пути укрепления и итоги работы Федерального казначейства в РФ:
проведение экспертизы проектов этих бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства;
органы же контроля, создаваемые органами исполнительной власти, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов всех уровней, аналогичный контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов. Речь здесь идет прежде всего о финансовых органах (предварительный контроль), казначейских (текущий контроль) и органах КРУ (последующий контроль).
Полномочия контрольных органов определяются Бюджетным кодексом, Законом о счетной палате, а также законами о контрольных органах субъектов федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Кодекс предусматривает, что решения и действия контрольных органов местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражном суде. В.В. Истомина, директор Департамента финансов и цен г. Ярославля:
Опыт, накопленный в Ярославле с 1992 года, позволяет сказать, что казначейское исполнение муниципального бюджета – это не только хорошо, но и необходимо. Переход на казначейское исполнение бюджета позволяет экономить бюджетные средства, усилить контроль, сократить возможности для разбазаривания денег налогоплательщиков. Это также стимулирует руководителей бюджетных организаций более эффективно использовать выделенные бюджетные средства, искать пути, как сделать на эти деньги возможно больше.
Обычно вопросами эффективности использования бюджетных денег в городе занимаются только мэр и финансисты. В отраслях городского хозяйства нет заинтересованности в экономии денег, в том, чтобы научиться жить по средствам и при этом еще и развивать отрасль. В большинстве случаев расходы, которые финансисты должны оплатить, преподносят постфактум, а если эти расходы не оплачиваются, образуются и растут задолженности бюджета тем организациям и предприятиям, которые произвели какие-то услуги (работы) населению или бюджетным организациям.
Казначейское исполнение бюджета ставит работников на более высокую ступень, поскольку возрастает ответственность за планирование бюджетных расходов, направление и контроль использования бюджетных средств.
Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы произошло разделение нынешних финансовых органов на тех, кто будет формировать бюджет (урезанные финансовые органы) и тех, кто будет исполнять бюджет (казначейство).
Если один занимается доходами и только за них отвечает, а другой – только за расходы, то понятно, что одному будет безразлично, сколько он соберет, а другому - сколько ни дай – все мало.
Появившись на свет в декабре 1992 года, Федеральное казначейство отнюдь не сразу «взяло быка за рога». Общая цель была ясна: обеспечить прозрачность исполнения бюджета, полный контроль за операциями с его средствами. Но в то время почти весь федеральный бюджет проходил через коммерческие банки, и центр не знал, как он расходуется на местах.
Контроль за коммерческими банками, прежде всего в плане использования бюджетных средств, и стал первой серьезной акцией новорожденной структуры – доходную часть хоть как-то прикрывала Госналогслужба. Впрочем, «акцией» эту работу назвать трудно. Нарушений было столько, что проверки пришлось устраивать еженедельно. В настоящее время количество нарушений и соответственно объемы штрафов существенно уменьшились, хотя контроль за комбанками продолжается.
Следующим принципиальным шагом в развитии казначейской системы стало открытие счетов территориальным органам казначейства в расчетно-кассовых центрах Центробанка и перевод туда бюджетных средств. Появились возможности концентрировать бюджетные потоки и отслеживать их движение.
А начиная с 1994 года подразделения казначейства начали работать и с доходами федерального бюджета. Поскольку регионы обзавелись не только «расходными», но и «доходными» счетами, гонять каждый бюджетный рубль, допустим, из Калуги в Москву и обратно стало незачем. Что примерно троекратно сократило и документооборот, и встречные денежные потоки.
Очередная задача – дистанцировать деньги от бюджетополучателя. То есть довести деньги до тех, кто должен оказать потребителю бюджетных средств конкретную услугу или выполнить для него работу. И, конечно, ускорить создание единой информационной системы казначейства, которая не только даст выигрыш в темпе, а при необходимости и в маневре казенными деньгами, но и оградит от любителей давить на казначейство.
Бюджетные деньги теряются не только в центре, но и внизу. Нередко тратятся совсем не на то, на что выделены. Значит, важно не просто консолидировать движение средств, передавать деньги на счета получателей, а и гарантировать их целевое использование. То есть закрыть бюджетные счета получателей – институтов, клиник, научных центров там, где они открыты сегодня – в коммерческих банках, и открыть их лицевые счета в казначействах. Тогда каждый бюджетополучатель будет знать, сколько ему полагается средств, и сам укажет, куда их направить. Со счета казначейства деньги будут расходоваться только по смете, а нецелевое использование будет исключено.