Роль казначейской системы исполнения федерального бюджета, пути укрепления и итоги работы Федерального казначейства в РФ:

Если уж говорить о том, где противодействия работе казначейства самое большое, то это отнюдь не коммерческие банки. Главные «сопротивленцы» – министерства и ведомства. Да и все их бюджетополучатели никоем образом не желают расставаться с ключом от собственной кассы, лицевые счета для них – кара Божья. Сама по себе, идея по внедрению механизма финансирования бюджетников через лицевые счета колоссальная, ведь фактически выходной контроль (ревизии, КРУ, УЭП и т.д.) заменяется на входной, т.е. предшествующий, предварительный, текущий. И этот контроль во много раз эффективнее любого последующего, который лишь выявляет (а часто и не выявляет) уже допущенные нарушения. Основная предпосылка к хищению и воровству состоит в том, что деньги отданы в руки чиновнику. А казначейская система как раз и не дает денег ему в руки. Но оставляет все распорядительные полномочия, если честно распорядились, в соответствии с бюджетными назначениями, то все будет оплачено. А если нечестно, то средства будут заблокированы казначейством.

Типичен такой случай. В регион пришли адресные, целевые федеральные средства. Расходуются же они «не по назначению». А регион затем выкатывает долги центру: у нас-де бастуют врачи и учителя, детские пособия не выплачиваются, бедственное положение. Отсюда и жесткость: когда органы финансового контроля будут знать, куда идут деньги, тогда и должны платить, наверняка, а не наобум.

Переход на казначейскую систему исполнения бюджета имеет много плюсов. Во-первых, ускоряется движение денег до бюджетополучателя; во-вторых, происходит сокращение штатов централизованных бухгалтерий, казначейская система предполагает честное бюджетное планирование. Такая система заставит изменить психологию руководителей бюджетных организаций, научит их жить по средствам, а не плодить долги.

Для перехода на казначейскую систему исполнения не обязательно создание специального казначейского органа, это возможно и в рамках действующей системы финансовых органов. Речь должна идти лишь о внутренней перестройке. Независимо от того, как будет называться такой орган (финансовый, финансово-казначейский и т.д.) все функции должны быть сосредоточены в одном месте. Разделение функций сделает финансовую систему неэффективной, муниципальная казначейская система сложнее, чем на федеральном уровне.

Последующий контроль, к сожалению, показал, что распорядители кредитов, несмотря на то, что они получают из бюджета целевое распоряжение, фактически направляют полученные средства на другие цели. Но если факт уже свершился, трудно потом разобраться. И даже если кого-то привлекли к ответственности, денег все равно не вернуть. Идет увеличение кредиторской задолженности, причем по тем статьям расходов, которые сегодня не являются первоочередными. В этих условиях казначейское исполнение бюджета имеет исключительно важное значение. Кроме того, казначейское исполнение несомненно улучшит качественное планирование расходов бюджета, начиная с распорядителей кредитов.

Обострение финансового кризиса заставило ускорить внедрение казначейской системы исполнения федерального бюджета, что, в частности, означает централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах казначейских органов, переход к единому счету Федерального казначейства в целях рационального управления кассовыми средствами федерального бюджета. Вводятся в действие новые правила финансирования расходов федерального бюджета, предусматривающие среди прочего, право бюджетополучателей осуществлять расходование бюджетных средств исключительно на основании доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Разрабатывается методология регистрации заключенных с бюджетополучателями договоров, чтобы исключить возможность принятия обязательств, превышающих бюджетные назначения; все перечисленные меры призваны сократить, если не исключить совсем) необоснованные расходы федерального бюджета, увеличить пополнение его доходной части, повысить эффективность управления бюджетными средствами, ужесточить контроль над их использованием, укрепить финансовую дисциплину на всех уровнях.

Долги бюджета – это задача, которую надо обязательно решить. Мы должны ликвидировать ту массу денег, которая давит сегодня на бюджет, на финансовую систему в целом. Главная цель казначейства в этом плане – не накапливать долги. На первом этапе следует перейти к регистрации бюджетных обязательств бюджетополучателей. Очень важно, чтобы ни одно предприятие, которое претендует на получение средств из бюджета, не могло даже заключить договор, если оно не имеет регистрационного штампа Казначейства, который подтверждает, что на эти деньги в Казначействе деньги есть. Очень важно, чтобы ни один поставщик, ни один контрагент по этому договору не принял бы такой договор к исполнению по той простой причине, что в нем нет подтверждения гарантии Казначейства, что по такому договору будет произведена оплата.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.